Кризис оздоровит саму идею банковского страхования Янов Вадим Эдуардович Председатель правления страховой группы «СОГАЗ» до 05.04.2011 г.
|
Банковский канал продаж страховых продуктов до недавнего времени был одним из самых привлекательных для российских страховщиков. Однако финансовый кризис внес радикальные изменения на данный рынок. О грядущих изменениях в системе сотрудничества страховых компаний и банков порталу «Страхование сегодня» рассказывает Председатель Правления Страховой Группы «СОГАЗ» Вадим Янов.
Вадим Эдуардович, в чем, на Ваш взгляд, причина кризиса, который переживает сегодня банковская система?
Основная банковская деятельность – это кредитование. Чтобы разобраться в причинах нынешнего кризиса, нужно четко понимать, что существует большая разница между кредитованием предприятий и физических лиц. Кредиты предприятию выдаются под залог движимого и недвижимого, но главное, ликвидного имущества. Такие предприятия имеют положительную кредитную историю и понятные риски. Ситуация с кредитованием физлиц – будь то ипотечное или автокредитование – особенно в последние годы была диаметрально противоположной. Нынешний финансовый кризис начался в Америке именно с кризиса ипотечного кредитования.
То есть, когда люди стали брать ничем не обеспеченные кредиты и жить, как говорится, «не по средствам»?
Финансовый кризис показал, к каким тяжелым последствиям может привести неразумная банковская деятельность в области кредитования. Одна моя американская знакомая сказала, что когда у них любая маникюрша имела возможность взять кредит на дом стоимостью 500 тыс. долларов, то рано или поздно, это должно было чем-то кончиться, потому что такие деньги она не смогла бы заработать и за 100 лет. В США кредитование по-сути перестало быть бизнесом в чистом виде – бизнесом, который просчитывает расходы и доходы и который должен получить прибыль за счет разницы между ними. Оно превратилось в кампанию под лозунгом «Дам кредит кому угодно, только возьмите». В результате образовался «мыльный пузырь», который в конечном итоге превратился в необеспеченные ценные бумаги, потянувшие за собой фондовый рынок, вызвавшие кризис ликвидности и далее – по нисходящей.
Получается, что наша финансовая система пала жертвой американской экономики потребления с ее неуемными аппетитами?
Я так не считаю. Кризис в Америке послужил лишь катализатором, аналогичные проблемы мы создали себе сами. Посмотрите, как у нас в последние годы выдавались кредиты? Без первоначального взноса, без поручителей, без залогового обеспечения и т.д. Этот вид деятельности превратился для банков в «фетиш», самоцель. В любом магазине представители сразу нескольких банков предлагали оформить кредит на что угодно. При этом получить крупный кредит можно было всего по двум, а то и по одному документу. Выдаваемые кредиты были ничем не обеспечены, и, соответственно, ни о каком реальном страховании речь даже не шла. Подобный подход приучает людей жить в кредит. Действительно, зачем вообще работать? Возьми два документа и получи автомобиль в кредит. Всем хочется жить красиво, но красивая жизнь в долг – это уже непозволительная роскошь. Конкуренция между банками за то, кто выдаст больше кредитов за счет все тех же заемных средств, в итоге и привела к той пирамиде, которая рано или поздно должна была рухнуть.
Как отразится кризис на банковском страховании?
Банковское страхование в части страхования физических лиц, залогов по ипотеке и автокредитованию, должно быть очень разумным, а не таким, как у нас сейчас. Кризис, на мой взгляд, должен «оздоровить» саму идею банковского страхования. В результате должна возродиться нормальная модель кредитования и страхования обеспеченных кредитов. И тогда понятно, что темпы развития банковского страхования будут соответствовать темпам роста рынка реальных кредитов. Сегодня выдавать такие кредиты нечем и некому, поэтому говорить о каком-то развитии банковского страхования в ближайшее время не имеет смысла. Темпы развития рынка упадут как в относительном, так и в абсолютном значении. Пройдет достаточно много времени, прежде чем кризис минует и придет осмысление тех недостатков, которые привели к его возникновению.
Страховые компании должны страховать реальную банковскую деятельность (выдачу обеспеченных кредитов, залоговое имущество как обеспечение кредитов и т.п.) и понятные риски. Старшее поколение помнит, что в советское время кредит на машину или другую серьезную покупку, можно было взять только после предоставления справки с работы, то есть поручителем выступало предприятие. При этом такую справку можно было получить только одну, и соответственно, кредит можно было взять только один. На мой взгляд, это вполне разумные и проверенные временем механизмы управления рисками, к которым есть смысл вернуться и сегодня.
Изменятся ли в связи с этим планы страховщиков по развитию банковского страхования?
У разумных страховщиков - изменятся. Они не будут строить свою деятельность, рассчитывая только на банковское страхование. Этот вид не должен быть основным в портфеле, это сопутствующий бизнес. Поэтому серьезные страховщики, которые останутся на рынке, планы развития банковского страхования скорректируют очень существенно. Они будут гораздо более внимательно и избирательно подходить к рискам, которые они берут на страхование. Что касается СОГАЗа, то мы никогда не делали ставку на этот вид бизнеса и относились к нему очень осторожно.
Складывается впечатление, что сегодня банки заинтересованы в сотрудничестве со страховщиками больше, чем когда бы то ни было…
Естественно. Сегодня страховщики вышли на тот уровень развития, когда они уже не на словах, а на деле выступают институциональными инвесторами, стали серьезными игроками на рынке инвестиций. У банков кризис ликвидности, они ищут дополнительные ресурсы, которые сегодня можно найти только внутри страны. У производственников все средства в обороте. Долгосрочные накопления есть только у страховщиков, других таких инвесторов сейчас просто нет.
Планирует ли СОГАЗ сократить список своих банков-партнеров?
Как пел Высоцкий, «что нам возиться, коль жизнь рассудит». Думаю, что количество банков-партнеров уменьшится естественным образом, хотя, надеюсь, это никак не затронет наши финансовые средства. В наших стратегических партнерах мы не сомневаемся – они являются системообразующими для всего банковского сектора.
Как изменится продуктовая линейка страховых компаний? Какие услуги страховщиков станут более востребованными со стороны банков?
Линейка не изменится, во всяком случае, говорить о возможности ее изменения сейчас преждевременно. Страхование транспортных средств останется страхованием транспортным средств, также как автокредитование останется автокредитованием. Мы заинтересованы в том, чтобы изменились, прежде всего, принципы выдачи этих кредитов, чтобы банки подходили к этому процессу значительно более ответственно и оценивали результат не по количеству выданных, а по количеству возвращенных кредитов.
Ваш прогноз развития рынка банковского страхования?
Прогнозировать развитие всего рынка банковского страхования на длительный срок сложно, особенно в условиях, в которых мы сейчас находимся. Если говорить о СОГАЗе, то мы планируем сохранить тот уровень сборов, который имеем сейчас. У нас есть основания для таких прогнозов, поскольку, повторю, мы очень взвешенно подходили и к выбору банков-партнеров, и к самому процессу страхования кредитных рисков. Подобным же образом действовали и наши ключевые партнеры – банк «Россия» и «Газпромбанк». Поэтому ни у них, ни у нас серьезных потрясений в этой сфере, думаю, не предвидится. В случае других страховщиков, в чьих портфелях банковское страхование занимало значительную долю, ситуация может быть иная, но это их проблемы. Каждый выбирает на рынке свой путь. СОГАЗ идет своим.